М-книга: учебно-методическая разработка преподавателей и сотрудников кафедры электромеханики

 

 

М-книга как интерактивное средство обучения
Особенностью организации учебного процесса по стандартам третьего поколения является повышение роли самостоятельной работы студентов. В этих условиях учебник или учебное пособие для студента – и самоучитель, и методическое пособие, и рабочая тетрадь. Впервые в нашем вузе на кафедре электромеханики разработано учебное пособие в виде М-книги «Автоматизированный учебный курс "Трансформаторы"» (авторы: А.К. Громов, А.Г. Ершов, А.В. Лихачёва).
Авторским коллективом разработан учебно-методический комплекс как средство организации учебного процесса и средство обучения, способствующее эффективному усвоению учебного материала студентами по дисциплинам «Электромеханика» и «Электрические машины». В качестве изучаемого объекта был принят трансформатор – первый преобразователь, представленный в указанных дисциплинах.
М-книга является учебно-методической разработкой, созданной способом интегрирования программной среды MATLAB и текстового редактора MS Word. Среда MATLAB является мощным средством решения многоплановых задач (в том числе задач, связанных с организацией образовательного процесса), а MS Word имеет обширные возможности наглядного представления условий решаемых задач и результатов решений.
Разработанные элементы М-книги (документы MS Word с выполняемыми блоками команд MATLAB и выводом текстовых и (или) графических результатов) методически объединены с ранее разработанным авторами электронным учебником «Трансформаторы». Ссылки на документы MS Word расположены в соответствующих тематических разделах учебника. Таким образом, создан удобный метод для разработки интерактивных документов MS Word – М-книг, которые не только содержат результаты работы, но позволяют повторить или обновить их прямо из разделов документа, открытого в MS Word.
М-книга содержит текст, таблицы, рисунки и другие элементы оформления документа MS Word, команды MATLAB, а также результаты их выполнения. Команды активизируются непосредственно из документа (М-книги), и результаты помещаются также в документ.
Авторы надеются, что использование пособия в процессе обучения не только повысит мотивацию студентов к изучению указанной дисциплины, но и будет способствовать обучению методам научного поиска и внедрению в учебный процесс элементов проблемности, необходимой привычки фиксировать и анализировать результаты наблюдений, доказывать преимущества предлагаемых решений.
М-книга позволяет реализовать следующие принципы обучения:
-принцип наглядности (наличие интерактивных анимационных элементов и использование элементов графического интерфейса MATLAB);
-принцип доступности и посильности (студент получает задания, которые он может и должен выполнить);
-принцип научности (задания могут содержать элементы творчества);
-принцип систематичности (задания следуют в соответствии с последовательностью изучаемого материала);
-принцип индивидуализации (каждый студент получает своё задание).
Разработка предназначена для использования студентами ЭМФ и ЭЭФ, изучающими электрические машины. М-книга находится в библиотеке ИГЭУ, на кафедре ЭСПиДЭ, в ОКСО ЭЭФ.
А.К. Громов, профессор кафедры ЭМ