Наш выпускник создает первый частный «селеноход»
На лыжах по луне
Ивановец создает первый частный «селеноход»
Естественно,не один, а в команде ученых. Но это сплошь энтузиасты. Луноход собирается исключительно на досуге, и на советского предшественника он не походит. Не белый, а черный как смоль, потому что сделан из углепластика. И без колес. Вместо них - лыжи.
Не подумайте, что это реклама. Отношения к Олимпиаде в Сочи луноход-лыжник не имеет. А жаль. Такого еще никто не делал. В гольф на Луне да и в открытом космосе как- то играли. А чтобы на лыжах... Спонсор ученым был бы на руку. Задача не только сконструировать луноход, но еще и запустить его в космос. Но только не за государственный счети непременно до31 декабря 2015 года. Таково условие конкурса Google. За лунную миссию компания сулит счастливчикам тридцать миллионов американских долларов.
МЯГКАЯ ПОСАДКА В ОКЕАНЕ БУРЬ
Всего-то и надо, что достичь Луны, проехать по ней полкилометра и передать на Землю фото и видео. Миссия кажется невыполнимой? А если вспомнить времена Королева - тогда ведь многое держалось на энтузиазме. Люди, болевшие мечтой освоить космос, делали и невозможное. Может, и сейчас такое время. Евгений Бродин - выпускник Ивановского энергоуниверситета, специалист по телеметрии - звезд с неба не хватает, идет к цели маленькими шагами. Сейчас он живет не в Иванове, а в подмосковном Королеве...
Для нашей публикации, кстати, есть замечательный повод. Почти в это же самое время, только сорок семь лет назад, состоялось первое мягкое прилунение. Вот сообщение с ленты ТАСС: «3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд по московскому времени автоматическая станция «Луна-9», запущенная 31 января, осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе океана Бурь...».
Если приглядеться к Луне, программа того же Google позволяет это сделать, то за океаном можно увидеть море Облаков, а там недалеко уже и до кратера Тихо, от которого расходятся лучами многие другие кратеры. Это место на Луне у Евгения Бродина самое любимое с детства. Мальчишкой он смастерил однажды телескоп, и все лето рассматривал «самую грустную из планет».
КОСМОДРОМ НА ГАЗОНЕ
Вспоминая то время, наш герой признается, что по-тихому разобрал у родителей фотоувеличитель, который валялся в кладовке, наковырял оттуда различной оптики, разобрал старый проектор для слайдов и из этого собрал свой первый телескоп.
- Трубу я сделал из бумаги, пропитанной крахмальным клейстером, - говорит Евгений. - Приспособил к этому небольшой штатив и практически повторил все наблюдения Галилео Галилея. Долгими ночами я смотрел на Луну, не отрываясь от окуляра. Больше всего меня поразил кратер Тихо и идущие от него горные цепи . Такая красота! Конечно, мне захотелось побывать там!
Экспериментами с телескопом любопытство мальчишки не ограничилось. Он интересовался космосом, как и всем, что связано с техникой, еще когда неумел читать. Просто всматривался в энциклопедии и внимательно слушал деда. Потом стал вникать во все глубже. Однажды даже построил ракету.
- Я предпринял несколько попыток сделать модель ракеты, одна из которых закончилась выжженным газоном под окном моего дома, - вспоминает изобретательный ива- новец.
Еще до окончания школы, кстати, он раздобыл настоящий телескоп с набором линз, светофильтров и штативом: «Луна стала еще ближе, я увидел Юпитер с его спутниками, Сатурн с кольцом, Млечный Путь, распадающийся на алмазную пыль из звезд. Пятна на Солнце, серп Венеры, но уже крупным планом, Марс в виде жирной точки».
ПЛЕСЕЦК. GOOGLE. СКОЛКОВО
Побеседовать лично с Евгением не получилось. В Иванове он бывает нечасто. Зато общается в Интернете. С помощью того же Google, который проводит международный конкурс, я отыскал его контакты, а потом вышел и на связь. Поисковик, кстати, выдает и массу ссылок о команде «Селеноход», в которой состоит Евгений Бродин. Это единственная команда от России.
Сейчас, по словам ивановца, из «Селенохода» выросла целая фирма RoboCV, и она успела стать резидентом космического кластера инновационного центра «Сколково». Евгений в ней технический директор.
О фирме наслышана вся страна и, наверное, мир, ведь ее специалисты, в том числеивановец, разрабатывают автопилот для автомобиля, а значит, конкурируют с беспилотным Google-cars, который уже колесит по американским дорогам.
Но вернемся к лунной теме. Всего в конкурсе GoogleLunarX-PRIZE(это полное его название, иногда конкурс называют еще «Луна 2.0») участвуют больше тридцати коллективов со всего мира. Луноходы в конкурсе называют по- новому: селеноходами. Таковы предпочтения организаторов. Сначала обсуждалось фирменное название «гугло- ход», но жюри поскромничало и отказалось.
- Как-то случайно в Интернете на форуме «Новости космонавтики» я наткнулся на очень интересную тему. Она называлась «Российская команда «Селеноход» победит!» Я написал письмо менеджеру проекта Сергею Седых и вскоре стал участником проекта, - говорит Евгений.
Опыта для такой работы у ивановца было больше, чем можно себе представить. Отучившись в родном вузе, он оказался на космодроме Плесецк.
- Благодаря наличию учебного военного центра в вузе я смог учиться на специальности «Применение средств космической связи». В звании лейтенанта позднее я попал на службу на космодром.
Энтузиастов, как он представлял себе, тут не было уже давно. Работа на космодроме рутинная. Запуски от случая к случаю. Но Евгению повезло включиться в интересную работу, причем почти сразу, как попал в Плесецк. Он создавал и отрабатывал программное обеспечение для обработки телеметрической информации, получаемой при подготовке ракеты-носителя «Рокот». Программа, по словам ивановца, до сих пор работает на техническом и стартовом комплексах.
А еще молодой специалист обеспечил подключение компьютера к советским телеметрическим станциям для обработки телеметрической информации ракет «Космос- ЗМ». Под конец службы ему предложили должность ведущего инженера-конструктора в столичноц конструкторском бюро «Салют» в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева. Это здесь разрабатывались ракеты «Протон», «Рокот» и модули отечественных орбитальных станций от «Салюта» до МКС,а также еще много-много чего.
Молодежь принялась здесь за разработку микроспутника. «Мне поручили электронную начинку», - уточняет Евгений.
- Еще мы в сжатые сроки разработали аванпроект перспективного разгонного блока, не имеющего аналогов в мире».
Однако проекты, способные повысить конкурентоспособность предприятия, руководство не оценило. И Евгений Бродин устроился в научно-производственное объединение измерительной техники (НПО ИТ) в Королеве. Занялся изготовлением бортовой и наземной телеметрической аппаратуры, которую хорошо знал по космодрому. А два года назад, уже по своей инициативе, втянулся и в тот самый лунный проект.
В команду «Селенохода» Евгений попал тогда, когда решалось, какой быть технике
- с колесами или лыжами. Ивановец поддержал второй вариант. Дело в том, что массу селенохода необходимо свести к минимуму, а колеса, чтобы не застревать в лунной породе, должны быть очень большими.
Для убедительности лыжного хода наш герой собрал из конструктора «Лего» шагающую модель. (По такому же типу, кстати, конструируют роботов и школьники Ивановского центра детского технического творчества «Новация».) «Селеноход» состоит из корпуса, панели для солнечной батареи, головы и двух лыж, - пишет о проекте популярный мужской журнал вО. - К плоскому корпусу по бокам на шесть алюминиевых шатунов крепятся лыжи, сверху вертикально крепится широкая вращающаяся пластина, а к ней голова».
Многие отмечают, что робот похож на мультяшного Валл-И - робота-мусорщика. И совсем не похож селеноход на то, что мы помним по кадрам советской хроники. Конструкция сделана из углепластика, потому и черная. Корпус не больше обувной коробки. Весит селеноход всего несколько килограммов. Внутри две платы и купленный в магазине аккумулятор.
«Нет на свете места более далекого от космоса, чем автобусная остановка «Передовая текстильщица» рейсового автобуса Москва - Королев. Унылые панельные девятиэтажки, ржавые гаражи; стриженные под ноль дети и подростки гоняют мяч на старой площадке, по дороге проезжает грузовая «газель» с чуть накренившимся набок багажником, из кабины рвется дикая смесь народного женского вокала в духе «Калинки- малинки» и самодельного дабстепа», - пишет тот же журнал и рассказывает, как в съемной двухкомнатной квартире Евгений в свободное от работы время собирает прототип первого частного лунохода и проверяет его ход в песчаном овраге напротив дома.
Мне об этом ивановец не говорит. Все уже, кажется, сказано. Для победы остается договориться о старте. Но как это сделать? Переговоры о возможной отправке лунохода в качестве попутной нагрузки с посадочным зондом «Луна- Глоб» уже велись с Институтом космических исследований РАН.
Из последних новостей: с первого февраля для проведения прорывных научно-технических работ в НПО измерительной техники под началом Евгения Бродина создается отдел перспективных разработок исследований и инноваций. Он тоже связан с планетоходами. Но об этом мы еще расскажем.
Леонид КИЯШКО
Источник информации: «Рабочий край» 01-02-2013