Методические подходы построения рейтинга вузов России (Рейтинг вузов «Эксперт РА»)

 

 

Рейтинг вузов «Эксперт РА» – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических кругов и научных кругов, а также студентов и выпускников вузов.
Участники рейтинга вузов «Эксперт РА» – высшие учебные заведения, исключая вузы творческой, спортивной направленности, а также вузы силовых ведомств.
Рейтинг ВУЗов России подготовлен по инициативе и при поддержке фонда Олега Дерипаска "Вольное Дело". С 2006 года Фонд "Вольное Дело" выступает инициатором разработки рейтингов, характеризующих различные аспекты деятельности российских ВУЗов. С 2012 года рейтинги ВУЗов России составляются рейтинговым агентством "Эксперт РА".
Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:
  1. качество образования в ВУЗе
  2. уровень востребованности работодателями выпускников ВУЗа
  3. уровень научно-исследовательской активности ВУЗа
Рейтинговым факторам присвоены следующие веса: качество образования в ВУЗе – 0,5; уровень востребованности работодателями выпускников ВУЗа – 0,3; уровень научно-исследовательской активности ВУЗа – 0,2.
Каждый из интегральных факторов содержит несколько групп показателей, которые в свою очередь объединяют показатели, характеризующие ситуацию по важнейшим аспектам деятельности ВУЗа.
Качество образования в ВУЗе
При анализе интегрального фактора «Качество образования в ВУЗе» рассматриваются следующие показатели и группы показателей:
Группа: уровень преподавания
1. Число штатных ППС на 100 студентов
2. Средний возраст ППС
3. Доля штатных преподавателей - членов государственных академий: РАН, РАСХН, РАМН, РАО (%)
4. Доля штатных преподавателей ВУЗа, прошедших за последние 5 лет стажировку за рубежом
5. Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах
Группа: международная интеграция
6. Оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов
7. Доля иностранных студентов из стран вне СНГ, %
8. Доля совместных учебных программ бакалавриата и магистратуры с зарубежными ВУЗами (из стран вне СНГ) в 2011/2012 учебном году
9. Доля студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом (начиная с 2009/2010 года), %
Группа: ресурсное обеспечение
10. Объем финансовых средств в расчете на 1 студента, тыс. руб.
11. Объем расходов на доступ к международным электронным базам данных, библиотекам и аналитическим системам (за 2011 год, в расчете на 1 студента), тыс. руб.
12. Оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного процесса
Группа: востребованность среди абитуриентов
13. Средняя базовая стоимость обучения на 1 курсе по программам бакалавриата (тыс. руб. в год)
14. Доля студентов, принятых на основании победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний
15. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на очную форму обучения в 2011 году
Уровень востребованности работодателями выпускников ВУЗа
При анализе интегрального фактора «Уровень востребованности работодателями выпускников ВУЗа» рассматриваются следующие показатели и группы показателей:
Группа: качество карьеры выпускников
16. Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников
17. Оценка студентами и выпускниками способности выпускников университета приобретать новые знания и навыки
18. Число выпускников, занимающих руководящие посты в государстве
19. Число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России (список "Эксперт 400")
20. Оценка работодателями качества прикладных знаний и навыков выпускников
21. Оценка работодателями способности выпускников университета эффективно работать на управленческих и административных позициях
22. Оценка работодателями возможностей выпускников вуза для карьерного роста
23. Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда
Группа: сотрудничество с работодателями
24. Доля кафедр ВУЗа, финансируемых компаниями-работодателями,%
25. Доля студентов, обучающихся в текущем году по контракту с работодателем
26. Число обучающихся по программам переподготовки, повышения квалификации и программам второго высшего образования за счет средств компании-работодателя
27. Оценка доли выпускников ВУЗа 2011 года, трудоустроенных не позднее, чем спустя 3 месяца после выпуска (% от числа выпускников 2011 года)
28. Оценка работодателями интенсивности сотрудничества вуза с работодателями
Уровень научно-исследовательской активности ВУЗа
При анализе интегрального фактора «Уровень научно-исследовательской активности ВУЗа»рассматриваются следующие показатели и группы показателей:
Группа: инновационная активность
29. Объем бюджета НИОКР за 2011 г., млн. руб.
30. Объем финансирования по грантам, выделенным ВУЗу РФФИ и РГНФ начиная с 2009 года (млн. руб.)
31. Оценка студентами и выпускниками потенциала научного творчества учащихся
32. Уровень вовлеченности в конкурсы инноваций (балл)
33. Оценка академическим, научным и инновационным сообществом общего уровня научно-исследовательской активности ВУЗов
34. Оценка представителями научного и инновационного сообщества степени вовлеченности университета в научные исследования по заказу сторонних организаций
35. Оценка представителями академических кругов степени вовлеченности обучающихся в НИОКР
Группа: научные достижения
36. Публикаций на ППС, Scopus, 2005-2011
37. Цитирований за 2005-2011 на ППС
38. Количество международных исследовательских программ, в которых участвует ВУЗ
39. Оценка представителями академического, научного и инновационного сообщества популярности научных публикаций сотрудников университета
40. Оценка представителями академического, научного и инновационного сообщества успешности коммерциализации разработок университетов
Группа: инновационная инфраструктура
41. Оценка представителями научного и инновационного сообщества инфраструктуры для научных исследований
42. Количество работающих при ВУЗе научных центров, НИИ, лабораторий
43. Количество созданных при ВУЗе технопарков и бизнес-инкубаторов
Ключевые этапы формирования рейтинга
Апрель: сформирован первичный список 450 российских вузов
Май: определен шорт-лист наиболее оцененных 130 вузов по итогам онлайн-опроса 1183 респондентов на портале OIU.ru
Июнь: проект методики представлен широкой общественности, получены заключения и замечания от 30 руководителей ведущих вузов
Июнь-август: проведено анкетирование вузов, осуществлен сбор статистической информации из других источников
Август-сентябрь: проведен многофакторный опрос 4 тыс. респондентов, представляющих научное и академическое сообщество, работодателей, студентов и выпускников вузов
Октябрь: формирование рейтинга 100 лучших вузов и семейства частных рейтингов (рейтинг качества образования, рейтинг востребованности работодателями, рейтинг научно-исследовательской активности)