Кому и зачем нужна философия?
«Кому и зачем нужна философия?»
12 октября 2012 г. в Гуманитарном центре ИГЭУ, в уютном зеле, где стены украшены нежной росписью пастельных тонов, окна напоминают о старинных замках и балах, а на спинки мягких кресел так приятно откинуться, воцарилась напряжённая атмосфера научной дискуссии. Студенты и их преподаватели решают одну из самых насущных проблем современности: «Кому и зачем нужна философия?». Вопрос нельзя назвать оригинальным, но сегодня, равно как и в прошлые века, он продолжает будоражить умы. Говорит о важности темы хотя бы то, что для дискуссии её выбирали сами студенты. Преподаватели кафедры философии на этот раз не принимали в подготовке мероприятия никакого участия. Они пришли в аудиторию лишь как зрители.
С первых же минут встречи стало понятно, что она собрала людей, нагруженных не только распечатками всемогущей «Википедии», но и глубоким знанием предмета. Представители президиума Cтуденческого философского научного общества Анна Карандашева (аспирантка кафедры философии) и Владимир Хапалов (студент 3-его курса) нашли оригинальные доводы в защиту древней науки. Будущий магистр Екатерина Мурзина (I-29м) за долгие годы обучения и несколько дней кропотливой подготовки смогла предъявить философии немало претензий. Студенты группы 2-35 заранее написали целые эссе полные аргументов «за» и «против», чтобы быть во всеоружии и с первых же минут разговора активно в него включиться.
Дискуссия прошла очень живо. Докладчики пересыпали свои выступления шутками, цитировали афоризмы и едва не прыгали на креслах, от желания высказаться. Никто не остался в стороне, хотя, иногда некоторые участники определённо увлекались.
Владимир: Когда два информационных поля в структуре человеческой личности сталкиваются, происходит,… происходит… ну, как это…?
Анна: Внутриличностный конфликт.
Владимир: Нет, скорее, когнитивный диссонанс.
Анна: Эти рассуждения на синергетическую теорию взаимодействия открытых саморазвивающихся систем смахивает.
Владимир: Нет, я не признаю бифуркацию.
Анна: А я люблю бифуркацию!
Только по лицам слегка удивлённой аудитории захваченные разговором собеседники поняли, что их слушателям нужен переводчик.
Противоположные теории сталкивались. Точки зрения разнились. Одни говорили, что философия делает человека свободнее, позволяя ему понять закономерности происходящих вокруг процессов и управлять ими. Другие спорили: абсолютная свобода невозможна, а человек, которому не надо решать вечные вопросы, чувствует себя в этом мире счастливее. Жизненными примерами иллюстрировалось положение о том, что в один прекрасный день философские вопросы станут перед каждым и, чтобы их решить, нужно знать, «где копать». Горячо возражали оппонентам будущие технические специалисты: не хватает часов на профильные дисциплины, гуманитарными науками придётся жертвовать. Мудрые преподаватели в ответ отмечали: студент пришёл в университет, чтобы стать не только ценной рабочей силой, но и культурным, всесторонне развитым человеком, а без базового знания философии, это невозможно.
Веские доводы не закончились даже по истечению отведённых университетским расписанием на занятие полутора часов. Когда в коридоре молодые люди и девушки живо продолжили спор, стало ясно, что Нобелевская премия по результатам сегодняшнего заседания студенческого философского общества нам «не светит». Вечный вопрос всё так же ждёт своего решения, а большинство участников осталось на прежних позициях, хотя…
Технические и гуманитарные специалисты, собравшись вместе, в одной уютной аудитории, по собственной инициативе они решали философскую проблему – не это ли живое подтверждение огромного значения древней науки?
Информацию и фотографии предоставила Анна Карандашева,
аспирант кафедры Философии
аспирант кафедры Философии