8.1.2. Влияние параметров рабочего тела на тепловую экономичность реального цикла ГТУ


Необратимость в реальном цикле ГТУ характеризуется наличием трения в адиабатных процессах сжатия 12’ и расширения 34’ рабочего тела в компрессоре и газовой турбине (рис. 8.8).

Необратимость адиабатного процесса сжатия в компрессоре характеризует адиабатный коэффициент компрессора

(8.15)


Необратимость адиабатного процесса расширения газа в турбине характеризует внутренний относительный КПД турбины

(8.16)


Эти коэффициенты определяются опытным путем, для конкретной ГТУ. При расчетах ими пользуются как известными величинами или принимают их на основании справочных данных по ГТУ.

Используя эти коэффициенты, рассчитываются действительные температуры в конце адиабатных процессов

(8.17)


(8.18)


Определение работы компрессора и турбины, подведенной и отведенной теплоты к рабочему телу и работа действительного цикла ГТУ, ведется аналогично идеальному циклу ГТУ, но с использованием реальных параметров рабочего тела

(8.19)


(8.20)


(8.21)


(8.22)


(8.23)


Тепловая экономичность действительного цикла ГТУ на первом этапе характеризуется внутренним абсолютным КПД

(8.24)


Преобразовав выражение 8.24, используя соотношения 8.18, 8.20 температуру и величины ν и β


получаем выражение внутреннего абсолютного КПД ГТУ в виде функции от: ν, β, ηТ, ηК

(8.25)


Из уравнения 8.25 следует, что при неизменных значениях β (Т1, Т3) и ηТ, ηК внутренний абсолютный КПД ГТУ зависит от степени повышения давления воздуха в компрессоре ν. Графическая зависимость ηi и li от ν при постоянных β и ηТ, ηК, показана на рис. 8.9.

Из данных графиков видно, что имеются максимумы КПД и работы цикла, которые находятся при разных степенях повышения давления (νiОПТ1 и νiОПТ2). Оптимальное значение степени повышения давления для реальной ГТУ следует выбирать с учетом ее КПД и максимальной работы цикла, которую характеризует коэффициент работы φ. При этом получается, что νiОПТ2<νiОПТ<νiОПТ1, а окончательное решение этого вопроса требует технико-экономических расчетов. Так при дорогом топливе, νiОПТ будет иметь значение ближе к νiОПТ1, а при дешевом – ближе к νiОПТ2.

Величину νiОПТ1, соответствующую максимальному значению КПД, можно получить, приравняв первую производную выражения 8.24 к нулю. Выражение νiОПТ1 является функцией от β и ηТ, ηК и имеет громоздкое уравнение, которое сложно анализировать. Поэтому более целесообразно проводить анализ зависимости КПД от ν при постоянных значениях величин β и ηТ, ηК графическим способом.

Величину νiОПТ2, соответствующую максимальному значению работы цикла, можно получить, приравняв первую производную выражения 8.23 к нулю, преобразовав его следующим образом


(8.26)


Из выражения 8.26 видно, что оптимальная степень повышения давления воздуха в компрессоре будет увеличиваться с возрастанием коэффициентов β и ηТ, ηК. При значениях ηК=1 и ηТ=1 выражение 8.26 превратиться в уравнение 8.13 для оптимального значения ν идеального цикла ГТУ. Это свидетельствует о том, что νiОПТ>νiОПТ2, т.е. в реальном цикле ГТУ оптимальное значение степени повышения давления воздуха в компрессоре меньше, чем в идеальном. При этом с увеличением Т3 и уменьшением Т1 (увеличением β) νiОПТ2 будет увеличиваться.

Аналогично νiОПТ2 изменяется и величина νiОПТ1 в зависимости от коэффициентов β и ηТ, ηК, при этом ее численное значение, оставаясь меньше νiОПТ2, увеличивается с увеличением β.

Графическая зависимость влияния степени повышения давления воздуха в компрессоре при двух значениях β21 на внутреннюю работу и КПД реального цикла ГТУ показана на рис. 8.10. Из графиков видно, что увеличение β приводит к увеличению оптимальных значений νiОПТ1 и νiОПТ2, при этом происходит увеличение внутреннего абсолютного КПД ГТУ. Следовательно для ГТУ всегда целесообразно иметь максимально возможную температуру Т3 и минимальное значение температуры Т1.

В результате анализа экономичности действительного цикла ГТУ можно сделать вывод, что она зависит от следующих величин: ν, β, ηТ, ηК. При этом оптимальные значения νiОПТ1 и νiОПТ2 можно получить аналитическим методом, используя уравнения 8.25 и 8.26. Однако необходимо учитывать, что данные уравнения получены с целым рядом допущений (см. начало разд. 8.1). Поэтому для корректных инженерных расчетов реального цикла ГТУ необходимо учитывать зависимость изобарной теплоемкости (или энтальпии) воздуха и продуктов сгорания топлива от температуры, а также количество топлива.

предыдущий параграф содержание следующий параграф