Теоретически процесс истечения без потерь обратим. Ранее была получена зависимость для располагаемой работы обратимого процесса истечения без совершения технической работы:
На рис. 4.10 изображен продольный разрез докритического диффузора. Угол расширения его должен быть не более 12О во избежание отрыва потока.
В неподвижном диффузоре происходит процесс торможения потока с преобразованием кинетической энергии потока в потенциальную энергию давления потока без обмена энергией вещества с внешней средой (q=0 и lТ=0). Для этого процесса уравнение первого закона термодинамики для потока будет иметь вид:
(4.27) |
(4.28) |
Изобразим процессы полного торможения в диффузоре потока водяного пара в Р,v-, T,s- и h,s- координатах (рис. 4.11, 4.12, 4.13).
Для обратимого процесса торможения 12 s2=s1. В реальном диффузоре есть трение и энтропия возрастает s2*>s1, но конечная энтальпия остается той же, что и при идеальном процессе. Энтальпия h2 в выражении (4.28), является энтальпией полностью заторможенного потока независимо от характера процесса торможения и его обратимости.
Для идеального газа с постоянной изобарной теплоемкостью, когда h2-h1=сР(Т2-Т1) можно определить температуру полностью заторможенного потока Т2, представив выражение (4.28) в виде:
(4.29) |
Давление и удельный объём после полного торможения зависят от степени необратимости процесса и условий торможения. При этом для всех случаев полного торможения (не только в диффузоре) справедливо уравнение сохранения энергии потока (4.28). Однако в зависимости от условий торможения потока давление может не только увеличиваться, но оставаться постоянным и даже уменьшаться.
Рассмотрим три случая полного торможения потока газа, имеющего одинаковые начальные параметры и скорость (рис.4.14 1, 2, 3):
1- процесс 12 – торможение в идеальном диффузоре,
2- процесс 12' – торможение в пограничном слое на плоскости,
3- процесс 12" – торможение в пограничном слое на выпуклой поверхности, например, крыло самолета.
В диффузоре давление увеличивается, на плоскости оно остается неизменным, а на выпуклой поверхности крыла самолета давление в пограничном слое уменьшается. Последний процесс представляет сложную картину, но в упрощенном виде его можно разложить на два процесса: 1 – расширение, подобное расширению в сопловом канале, которое формируется между выпуклой поверхностью и основным потоком, здесь происходит уменьшение давления, 2 – торможение потока на поверхности при постоянном давлении.
Параметры полностью заторможенного потока имеют большое практическое применение. Так, при измерении температуры потока газа (рис.4.15), датчик, помещенный в движущуюся среду, измеряет температуру полностью заторможенного потока, и для определения действительного значения температуры необходимы параметры полностью заторможенного потока. При расчёте проточной части турбин и компрессоров также используются параметры заторможенного потока, поскольку рабочее тело в этих каналах имеет большие скорости.
предыдущий параграф | содержание | следующий параграф |