Новости

В России слишком много студентов

Шпаргалки писать обязательно!

Вернуться по-английски

Здоров по собственному желанию

Конкурс для одаренных

Обратная сторона Америки

Глубинка "одичает"

В Англии плохо считают

Лучшие 10 сайтов с 1 по 8 марта

Лучшие 10 сайтов недели с 7 по 13 декабря

О новом проекте - ProstoBook.com

Лучшие сайты недели с 9 по 15 ноября

Лучшие сайты недели со 2 по 8 ноября

Лучшие сайты недели с 12 по 18 октября

Связанные одной цепью

Mail.Ru запустила новый проект о здоровье

Рубрика здоровье

Экономика дает заказ

Их слушают и слышат

Лидеры мирового рейтинга

Лидеры мирового рейтинга Англия - страна, в которой по­явились старейшие европейские университеты Оксфорд и Кембридж, до сих пор сохраняющие свою ли­дирующую ро

Движение есть!

Как бы почитать студенческую газетку…

Выбираем курсы иностранных языков

Солнечная энергетика для холодного края

Нужна ли Иванову шумовая карта?

Высшее дистанционное

Курсы в розницу

Пусть меня научат

Место встречи — ИГЭУ!

Кафедра ИГЭУ на мировом уровне!

"Липу" под корень

Андрей ТЕРЁШИН выиграл турнир в Италии

Аспирантские хождения по мукам

Вписаться в бюджет

Россия - страна инженеров

ВОПРОС - ОТВЕТ ("Юрист ВУЗа № 6 2009 г.)

На страницах журнала вы найдете ответы на следующие вопросы:

Вперед -на роликах!

Жизнь в наушниках

Правь, Британия, мозгами! (МК 04.09.2009)

С первого сентября троллейбусы № 10 в Иванове начнут ходить по обновленному маршруту

С первого сентября троллейбусы № 10 в Иванове начнут ходить по обновленному маршруту

Источник: «Моё Иваново» 28.08.2009

Троллейбусный маршрут № 10 с 1 сентября 2009 года будет продлен до Областной больницы. По словам председателя комитета по транспорту и связи администрации города Иванова Михаила Березина, такое решение было принято с целью улучшения качества транспортного обслуживания жителей областного центра.

Путь следования троллейбусов по обновленному маршруту № 10 будет следующим: станция «Текстильный» - улица Парижской Коммуны - улица Жарова - проспект Ленина - улица Красной Армии - улица Богдана Хмельницкого - улица Велижская - улица Ташкентская - улица Станкостроителей - улица Лежневская - проспект Текстильщиков - улица Куконковых - улица Любимова - Областная больница - улица Шубиных - проспект Текстильщиков - улица Лежневская - улица Станкостроителей - улица Ташкентская - улица Велижская - улица Богдана Хмельницкого - улица Красной Армии - проспект Ленина - улица Жарова - улица Парижской Коммуны - станция «Текстильный».

Об этом сообщает пресс-центр администрации г. Иванова.

 

Селигер—2009

Отличники и троечники в поисках работы («Совет Ректоров» № 5 2009 г.)

Отличники и троечники в поисках работы

А.Ф.Бейшеев, Москва

Результаты исследования, проведенного агентством «РейтОР», показали, что способы поиска работы молодыми людьми, окончившими вуз, прямо зависят от ряда факторов: уровня доходов семьи, успеваемости в выс­шем учебном заведении и от того, где выпускники жили до поступления (местные или приезжие)

Самыми неозабоченными оказались выпускники вузов из обеспеченных семей. Так, 10,1% молодых людей из семей с дохо­дами выше среднего уровня вообще затруд­нились ответить на вопрос, как и где они будут искать работу. Более половины 59,6% пользуются помощью родственни­ков и знакомых, 21,3-25,1% пытаются найти место самостоятельно: рассылают резюме, просматривают сайты компаний. И только незначительная часть 9-11,1% прибе­гает к услугам кадровых агентств и служб занятости.

В семьях, где доход ниже среднего, вы­пускники вузов проявляют большую само­стоятельность. Хотя число тех, кто пользует­ся неформальными связями, и в этой под­группе велико (45,7%), но все-таки меньше половины. А главное, что результативность этих связей на порядок ниже, чем у выход­цев из состоятельных семей. Значительное количество (32,9%) молодых людей из семей с низким достатком занимается самостоя­тельными поисками работы, а 13,3% рассчи­тывают на кадровые агентства и службы занятости.

Источник: журнал «Совет Ректоров» № 5 2009 г., с. 60-61

Бой плагиаторов («Московский комсомолец» 08.07.09 )

Бой плагиаторов

Марина Лемуткина

Источник: «Московский комсомолец» 08.07.09 14:42

Российским преподавателям надоело из года в год читать все те же курсовые и дипломы, взятые из сети. Чтобы покончить со списыванием, вузы и научные учреждения стали устанавливать систему Антиплагиат, мгновенно распознающую заимствования.

Интернет-революция в России произошла в эпоху смены идей коллективизма установкой на личный успех - быстро и любой ценой. Первыми по части использования Мировой паутины сориентировались самые сообразительные и продвинутые – студенты. Уже с середины 90-х годов они стали все реже писать курсовые и доклады и все чаще брать их готовенькими из интернета. А в 2005 году, по оценке электронщиков, «из интернета скачивались и сдавались без переработки уже не менее двух третей работ»: у вузов попросту «не было инструмента, позволяющего быстро обнаружить, что работа взята из сети, а не написана самостоятельно».

Около четырех лет назад такой инструмент появился. Это - система Антиплагиат, разъяснили «МК» разработчики из одноименной компании: «Пользователь загружает в систему проверяемый документ в одном из наиболее распространенных текстовых форматов. Система в течение нескольких секунд сравнивает документ со всеми источниками из базы данных системы и находит те, документы с которыми найдены пересечения. После этого готовится отчет, в котором особым образом выделяются цитированные части текста, указываются источники, рассчитывается доля оригинального текста. Причем система может производить проверку одновременно по нескольким базам источников: во-первых, коллекция, собранная из общедоступных интернет-источников (более 20 млн документов), во-вторых, коллекция диссертаций Российской государственной библиотеки (около 350 тыс. документов), наконец вуз может иметь и пополнять собственную коллекцию документов».

При всем том самостоятельно объявить цитирование плагиатом система не может: она, по словам разработчиков, «лишь показывает преподавателю те части текста, которые были обнаружены в других документах. Решение о корректности цитирования в работе того или иного источника устанавливает преподаватель и руководство вуза». Они же решают судьбу уличенных: «Мы начали с того, что с 2008 года до выхода на защиту стали просить студентов в обязательном порядке пропускать через систему Антиплагиат все итоговые квалификационные работы. Отослав файл с работой в базу, выпускник получает подтверждение - стандартную форму с индивидуальным номером, которую затем вместе с отзывом научного руководителя прилагает ко всем прочим документам, представляемым на защиту выпускной работы (за год эту процедуру прошли почти 2,5 тыс. дипломных работ). Специально обученный администратор прогоняет все работы через систему - оценка каждой занимает мгновения. Если машина фиксирует более 20% неоригинального текста, администратор отсылает уведомление научному руководителю, в компетенции которого установить факт плагиата. Попавшимся поставят “неуд” и обяжут переделать работу, при этом поменяв тему. Кроме того, преподаватель может принять дополнительные меры устрашения: подать докладную в деканат об объявлении плагиатору выговора. Повторное нарушение может привести к отчислению»,- рассказал «МК» первый проректор Госуниверситета - Высшей школы экономики Вадим Радаев».

Любопытно, что использование системы Антиплагиат поддерживают около половины студентов вуза. И все же «одна-две работы на студенческую группу встречаются даже сейчас,- признал Радаев. - А несколько выпускников из-за обнаруженных в выпускных квалификационных работах заимствований ежегодно хватают “неуды” и не получают свои дипломы. Но не начни мы этой борьбы пять лет назад, таких случаев было бы намного больше»,- не сомневается он. Поэтому вуз расширяет практику применения системы Антиплагиат: «В будущем году мы предлагаем также информировать о сомнительных работах и государственную экспертную комиссию. Также с 2009 года собираемся помимо дипломных работ пропускать через систему Антиплагиат и все курсовые работы. Предлагалось даже закачивать в базу вообще все работы – контрольные, курсовые, рефераты, доклады, дипломные. Однако это пока решили оставить на усмотрение преподавателя – такая возможность при желании у него есть. Главное, что наши усилия по борьбе с плагиатом уже приносят свои первые плоды».

Тем же путем двинулся МГУ им. Ломоносова, сообщила «МК» секретарь рабочей группы по внедрению системы Антиплагиат Маргарита Балашова: «Для нас система Анлиплагиат – не панацея, а лишь один из инструментов решения главной задачи – сохранения качества фундаментального образования. Тем не менее, к концу 2009 года мы утвердим Регламент использования системы, после чего специально для МГУ будет доработана ее базовая версия - специальный банк данных, включая курсовые, дипломные и кандидатские работы, а также дополнительные сервисы. Пока – только для экспериментального внедрения на некоторых гуманитарных факультетах: у естественно- математического цикла, где много формул и иные правила цитирования, своя специфика».

Конечно, на всякий Антиплагиат рано или поздно находится Анти-Антиплагиат. Студенты, по словам специалистов, «стали изобретать различные способы обхода системы, едва она появилась. Какие-то способы, например, замена русских букв «о» на латинские «о», не работали никогда. Какие-то были обнаружены и послужили основой для доработки сервиса». Сейчас же, предупреждают они, «в систему встроены специальные средства оповещения преподавателя о технических попытках ее обойти. Поэтому основным средством обмана стало переписывание текста своими словами». В вузах убеждены: Антиплагиат «повышает риски, а, значит, постепенно вырабатывает механизмы сдерживания плагиата. Все понимают: это как с допингом и антидопингом - пять или десять раз обойдешь систему и проскочишь, а на одиннадцатый попадешься и наживешь серьезные проблемы». Надо лишь, чтобы Антиплагиат стал массовым явлением - тогда, глядишь, и вовсе отучатся списывать.

СПРАВКА «МК». По данным специалистов, сейчас «системой Антиплагиат пользуются несколько десятков российских вузов, Высшая аттестационная комиссия (ВАК) и РГБ: по России и ближнему зарубежью кроме преподавателей вузов, официально подключенных к системе - больше 100 тыс. человек. В период сессии к ресурсу ежедневно обращается более 10 тыс. человек и проверяются 20-30 тыс. документов. За все время работы сервиса было проверено более 5 млн работ, из них около 1,5 млн -- за время последней сессии».  

Исправность ракет-носителей страны в руках нашего земляка ("Ивановская газета" 3 июля 2009 г.)

Исправность ракет-носителей страны в руках нашего земляка

Ирина ЯРЧУК

Телескоп сделал из обычных очков

Когда Жене было 4 года, его дедушка по отцовской линии, механик «Ивэнер-гомаша», провел внука по цехам. С тех пор парень увлекся техникой. Школьни­ком собственноручно паял радиосхемы, в 10-м классе отремонтировал семей­ный телевизор.

«Моими учителями в школьный пери­од были книги. Тех знаний, что давали на, уроках, мне было недостаточно, -вспоминает Евгений. - Часто я задавал каверзные вопросы, за что учителя меня не любили».

Как и все подростки, он не был чужд романтики. Однажды, скорее от желания разглядеть звезды, сделал телескоп из... очков. Линзы, закрепленные на картон­ном корпусе, позволяли рассматривать космические дали. «В старших классах я отремонтировал в кабинете физики при­боры, которые считались не подлежащи­ми восстановлению, - рассказывает Ев­гений. - За это учительница, упорно ста­вившая мне тройки, разрешила год пользоваться школьным телескопом...»

Источник: «Ивановская газета» 3 июля 2009 г.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: тенденции развития ("Академия энергетики" № 3 2009 г.)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
XXI столетия: тенденции развития

Часть I. Энергетические технологии производства электро- и теплоэнергии, использующие невозобновляемые энергоресурсы Прогнозные оценки будущего энерго-и электропотребления мировой экономики

Одним из главных итогов исследований, проводившихся Международным энергети­ческим агентством (МЭА) в последние годы, является вывод о том, что в отсутствии но­вой, инновационной стратегии развития мировой экономики ее потребность в энер­гии к 2050 году может более чем удвоить­ся по сравнению с уровнем 2005 года, что также будет сопровождаться соответству­ющим ростом выбросов СО2 в глобальную атмосферу, чрезмерная концентрация ко­торых может привести к опасным и необ­ратимым изменениям в окружающей среде обитания человечества [1]. Поэтому единс­твенной стратегией сохранения устойчиво-

го и безопасного развития мировой эконо­мики в X X I столетии является ее развитие, направленное на всемерное совершенс­твование энергетических технологий про­изводства, транспорта, распределения и потребления энергии во всех ее формах с целью существенного повышения их энер­гетической и экологической эффективности. Особая роль в реализации этой стратегии отводится развитию энергетических техно­логий электроэнергетического сектора ми­рового ТЭК, расширять который прогнози­руется не только в анализируемом периоде до 2050 года, но и особенно в отдаленной перспективе.

Источник: журнал «Академия Энергетики» № 3 2009 г., с. 12-25

Бенардосовские чтения: факты и впечатления

Бенардосовские чтения: факты и впечатления

C 25 по 27 мая в ИГЭУ была проведена Международная научно-техническая конференция «Состояние и перспективы развития электротехнологии» (XV Бенардосовские чтения).

Официально

Проведение Бенардосовских чтений стало традицией для ИГЭУ. А между тем начало ей было положено еще в июне 1981 г. в пос. Лух Ивановской области, когда в рамках программы ЮНЕСКО отмечалось 100-летие изобретения дуговой сварки Н. Н. Бенардосом. Именно тогда было принято решение о регулярном проведении крупномасштабных мероприятий, посвященных памяти изобретателю, и там же был создан музей и открыт памятник знаменитому луховчанину.

В настоящее время Бенардосовские чтения продолжают сохранять высокий престиж среди научной общественности не только России, но и стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. Ректор С.В. ТарарыкинИ хотя большое значение придается научным традициям, заложенным в ходе предыдущих конференций, сейчас при организации Бенардосовских чтений очень важным является включение в программу докладов, связанных с широким спектром приоритетных направлений современного мира науки.

Реально

27 мая было целиком и полностью посвящено пленарному и секционному заседаниям, начавшимся после официальной регистрации и торжественной встречи участников конференции.

Работа Бенардосовских чтений проходила по 17 секциям и 6 подсекциям, подробно о которых мы сообщали в майском выпуске газеты. Достаточно сказать, что при подведении итогов работы секций основные цели конференции были достигнуты вполне успешно: обобщены фундаментальные и прикладные научные исследования; получены принципиально новые актуальные результаты в области электротехники, электротехнологии, энергетики, теплообмена, электромеханики и нанодисперсных магнитных жидкостей, микроэлектронных и микропроцессорных устройствах и системах. Как можно заключить, столь богатый тематический перечень способствовал установлению тесных научных связей между учеными различных направлений. Кроме того, выступавшие нередко выделяли наиболее актуальные пути дальнейшего развития исследований и внедрения этих разработок в жизнеспособные отрасли экономики.

Пленарное заседаниеXV Бенардосовские чтения собрали более 500 заинтересованных лиц, среди которых были не только ученые нашей области, но и представители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Норильска, Владимира, Казани, Красноярска, Чебоксар и др. Зарубежные технические университеты представляли ученые из Безансона(Франция), Кампинаса (Бразилия), Ченстоховска (Польша), Минска (Белорусь) и шт. Техаса (США).Пленарное заседание

Студенты, аспиранты, доценты и профессора 30 вузов, сотрудники и инженеры 8 научных организаций – контингент авторов докладов получился очень обширным. Тезисы их вошли в двухтомный сборник, изданный по итогам конференции.

НЕбанально

На 28 мая пришлась экскурсионная поездка участников в пос. Лух. Гостеприимно встретил гостей стариннейший поселок Ивановской земли!.. Глава местной администрации Н. И. Смуров поведал о нынешнем социально-экономическом развитии своего района, имеющего явный сельскохозяйственный профиль (чего стоят одни лухские сыры и быки-«лимузины»!)

Памятник Бенардосу Н.Н.Во время обзорной экскурсии было интересно рассматривать земляные валы крепости, оставшейся со времен набегов кочевников; старинную ратушу, преобразованную ныне в милицию; сохранившие древний облик торговые ряды; памятники луховчанам, погибшим во время Великой Отечественной… Удивительно гармонично вписалась в общую картину недавно построенная больница с самым современным оборудованием «Сосновый бор». Отдельной темой описания мог бы стать храмовый ансамбль, состоящий из церквей Воскресения Христова и Троицкой, а также Успенского собора. Главная достопримечательность района – Свято-Николо-Тихоно-Лухский монастырь, основанный в XV в. преподобным Тихоном, чудотворным покровителем Луха. Кстати, 29 июня чествуется этот святой.

Музей Бенардоса Н.Н.Лух известен не только своими красотами глубинки нечерноземья, но и личностями, для которых это малая родина: здесь родились известные художники братья Чернецовы, изобретатель Н. Н. Бенардос, герой Великой Отечественной войны Н. И. Бобров... В сер. 1960‑х гг. по инициативе известного кравеведа Гаврилова в поселке был организован музей, который носит теперь имя Н. Н. Бенардоса. Несмотря на то, что самой крупной разработкой, принесшей ученому мировую известность, стал способ дуговой электросварки и резки металлов с помощью угольных электродов (1882 г.), список изобретений Бенардоса насчитывает около двухсот пунктов: копательная, жатвенная, молотильная и другие машины, амперметр, коммутаторы и т. п. К сожалению, этот удивительный человек, лишенный дворянского сословия за активное развитие систем образования и здравоохранения, а также слишком мягкое отношение к крестьянам в своей усадьбе «Привольное», долгое время оставался непризнанным гением, равно как и его изобретения – незапатентованными. Лишь к концу жизни за выдающиеся услуги Бенардос наряду с Поповым и Лодыгиным удостоился звания почетного инженера-электрика... Сейчас размещение музейных экспозиций находится под вопросом: их срочно нужно перенести из деревянного в каменное строение. Оргкомитет конференции ИГЭУ принял решение о том, чтобы оказать помощь администрации пос. Лух в открытии нового музея и расширить количество выставочных экспонатов за счет современных достижений в области электросварки.

Выступление Андреева Н.К.Актуально

29 мая на заключительном заседании участники выразили благодарность в адрес организаторов XV Бенардосовских чтений, отметив и высокий уровень организации конференции, и полноту представленных научных докладов, и разнообразие культурной программы.

Уже назначен срок проведения следующей Международной научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития электротехнологии»: это конец мая 2011 г., так как именно на то время выпадает 130-летний юбилей изобретения электродуговой сварки Н. Н. Бенардосом.

За круглым столом, в котором участие принимали и члены оргкомитета, и гости, было принято несколько существенных решений, касающихся перспектив развития Бенардосовских чтений. Во-первых, необходимо расширять международные связи и научные школы путем увеличения числа зарубежных специалистов, привлечением молодых специалистов к работе конференции. Во-вторых, решено создать в Интернете страницу с информацией об организации и проведении последующих Бенардосовских чтений.

Анастасия Булатова

Все ВУЗможно. ЮНЕСКО поможет справиться с проблемой "утечки умов" ("Российская газета" 6 июля 2009 г.)

Все ВУЗможно

ЮНЕСКО поможет справиться с проблемой
"утечки умов"

Владислав Воробьев

Источник: «Российская газета» 6 июля 2009 г.

5 июля в Париже открылась Всемирная конференция по высшему  образованию ЮНЕСКО. Российскую делегацию возглавляет заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко, который накануне ответил на вопросы "Российской газеты".

Российская газета: Каковы на Ваш взгляд основные задачи высшего образования в начале 21 века? В чем заключаются глобальные тенденции в области высшего образования?

Александр Яковенко : Высшее образование все чаще рассматривают в качестве двигателя экономического развития, не вызывает сомнения его важнейшая роль в создании и обмене знаниями в целях решения глобальных проблем современности - от искоренения бедности до устойчивого развития.

Мы являемся свидетелями значительного роста интереса к высшему образованию. Стремительно увеличивается число студентов. В 2007 году их было 152 с половиной миллиона, что на 50 процентов больше, чем в 2000 году. В целом процент вузовской молодежи во всем мире  вырос с 19 процентов в 2000 г. до 26 процентов в 2007 г. При этом сегодня студенток несколько больше, чем студентов. В России 9 из 10 семей считают обязательным и необходимым получение детьми высшего образования.

Большинство государств стремится следовать примеру развитых стран, где считается, что для экономического роста страны 40-50 процентов населения должны иметь высшее образование. К сожалению, многим развивающимся странам пока далеко до таких показателей. Например, в Африке, несмотря на значительное увеличение числа абитуриентов в высших учебных заведениях в последние годы, в среднем эта цифра составляет всего лишь 5 процентов.

Государство несет главную ответственность за образование своих граждан. Однако в одиночку оно не в состоянии удовлетворить растущие потребности общества. Этим объясняется появление новых тенденций в образовании, его широкой диверсификации в соответствии с разнообразием потребностей различных групп населения и динамично меняющейся экономики, появлением новых игроков на рынке образовательных услуг.

Частные высшие учебные заведения, существенно расширившие доступ к образовательным программам и подстраивающие их под актуальные запросы населения, - самый быстро растущий сектор высшего образования во всем мире. Недавние исследования показали, что в странах Восточной Европы около 40 процентов студентов учатся в частных вузах, и их число растет.

Значительное распространение частных вузов наблюдается в некоторых странах Латинской Америки. Такой же рост отмечается и в Африке, где быстро развивается сотрудничество между государственными и частными вузами, а также появляются институты дистанционного образования. Массовость приводит к разнообразию высших учебных заведений - появлению открытых и региональных университетов, вузов заочного и электронного обучения. В то время как в 1988 году в мире существовало 10 открытых университетов, сегодня в одной лишь Индии их 10, а во всем мире - более 50.

В ряде случаев альтернативные вузы могут предложить достойную замену классическому образованию, особенно работающим взрослым людям или жителям отдаленных районов. Вместе с тем, в условиях массовости высшего образования на передний план выходит вопрос обеспечения его современного качества. Особенно остро этот вопрос стоит по отношению к вузам, реализующим дистанционное обучение. В этих условиях важный аспект социальной ответственности высшего образования, суть современного качества - обеспечить максимально полную реализацию потенциала каждого человека, его востребованность на протяжении всей жизни в условиях меняющейся экономики.

Другой вызов - необходимость динамичного развития инновационной экономики, основанной на знаниях, как условия повышения качества жизни, социального развития. От системы высшего образования требуется опережающее производство современных наукоемких технологии для экономики вместе с кадрами, способными эффективно их реализовывать.

Растущая мобильность студентов - еще одна глобальная тенденция сегодняшнего дня. В 2007 году 2,8 миллиона студентов учились за границей - это более чем в три раза больше, чем в 1980 году. Согласно недавним прогнозам глобальной студенческой мобильности, в 2025 году число студентов,  обучающихся  за  границей,   вырастет  до  7,2  миллионов. Мобильность создает много преимуществ и возможностей. Однако многие студенты не возвращаются на родину, и подобная "утечка умов" является большой потерей для экономики их стран.

Новые информационные и коммуникационные технологии также способствуют мобильности. Эти технологии облегчат внедрение совместных программ и проведение совместных исследований, в то же время, смягчая негативные последствия "утечки умов". Например, в 2006 году ЮНЕСКО и компания Hewlett Packard запустили совместную программу по превращению "утечки умов" в "приток умов". Этот проект основывался на результатах ранее проведенного эксперимента в странах Южной и Восточной Европы и использовал новые информационные и коммуникационные технологии для общения ученых, которые остались в стране, с учеными, которые уехали из страны.

РГ : Каковы главные цели Всемирной конференции по высшему образованию?

Яковенко : Упомянутые выше глобальные тенденции в сфере высшего образования ставят перед правительствами, вузами, гражданским обществом и деловыми кругами ряд вопросов, решение которых во многом предопределит будущее устойчивого развития нашей цивилизации.

Всемирная конференция - наиболее значимое событие в области высшего образования. Ее масштабы велики - более 1200 участников из всех регионов мира, 4 дня работы, семинары, секции, пленарные заседания, круглые столы, панельные дискуссии.

Предыдущая всемирная встреча такого масштаба состоялась в 1998 году. Таким образом, конференция подведет итоги работы, проведенной за десять лет, и обозначит векторы формирования политики в области высшего образования в будущем. В фокусе внимания конференции  будут находиться пути решения наиболее значимых проблем современной высшей школы, таких как улучшение доступа, обеспечение равных возможностей, повышение качества, а также  социальная ответственность высшего образования. Особый акцент будет сделан на роли высшего образования в деле развития регионов, в частности, Африки.

РГ : Как мировое сообщество и ЮНЕСКО, в частности, подходит к решению этих задач?

Яковенко : ЮНЕСКО пытается ответить на эти вопросы, вырабатывая международно признанные нормы, наращивая потенциал на национальном и региональном уровне, анализируя и синтезируя идеи и практики, проводя мониторинг и исследования, вырабатывая рекомендации и реализуя конкретные проекты. Приведу лишь некоторые примеры.

Одним из основных инструментов политики Организации, направленной на решение задач высшего образования, являются шесть Региональных Конвенций ЮНЕСКО по признанию квалификаций. Эти Конвенции, которые в данный момент пересматриваются и дополняются, были ратифицированы более чем 100 государствами-членами. Вместе они представляют собой уникальную правовую основу развития международного сотрудничества и академической мобильности, а также оценки качества образования. Лиссабонская Конвенция по признанию 1997 года является основополагающим документом этой концепции. Этот юридический документ ознаменовал собой шаг вперед на пути признания квалификаций и на сегодняшний день является ядром Болонского процесса, цель которого - единое пространство высшего образования в Европе.

Еще одной вехой в международной деятельности по установлению стандартов образования стала разработка Руководящих принципов ЮНЕСКО - ОЭСР по обеспечению качества в сфере трансграничного высшего образования в 2005 году.

Оценить качество образования и признать квалификацию - всегда нелегкая задача. Однако ЮНЕСКО предоставляет возможность обсуждения этих вопросов на Глобальном Форуме по международной оценке качества, аккредитации и признанию квалификаций. Начиная с 2002 года, на Форуме поднимаются различные вопросы, от мобильности и миграции до интеграции образования и науки.

В 2006 году ЮНЕСКО запустила пилотный проект по открытию портала признанных высших учебных заведений. Его цель - предоставлять достоверную и полную информацию об авторитетных вузах мира. На нем размещены сведения о статусе ВУЗов, а также о системах обеспечения качества образования в различных странах.

В 2008 году ЮНЕСКО и Всемирный Банк начали совместный проект - Глобальная Инициатива по обеспечению качества с целью создания международной программы поддержки образования в развивающихся странах, Восточной Европе и Средней Азии.

РГ : С чем к Конгрессу пришла Россия, каков наш взгляд на пути решения назревших проблем? 

Яковенко : Как известно, тема глобальных проблем образования впервые по российской инициативе прозвучала на уровне глав государств "восьмерки" на саммите в Санкт-Петербурге, в ходе которого была выражена решимость способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов "треугольника знаний" (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики.

Соответствующие задачи: становления институтов образования как инструментов социального развития, обеспечения инновационного характера базового образования, создания современной системы непрерывного образования, обеспечения обратной связи образования и общества, - поставлены российским Правительством в рамках принятой в прошлом году Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года.

Мы убеждены, что для успешного решения этих задач важно развивать сотрудничество исследовательских центров и университетов с секторами реальной экономики, предпринимательскими кругами. Установление таких отношений при неизменном соблюдении общественных интересов может содействовать обеспечению эффективной ориентации высшего образования на цели устойчивого развития.

В качестве успешного примера такого партнерства можно привести нормативно закрепленное в России и реализованное на практике участие объединений работодателей в разработке и принятии образовательных стандартов, конкурсную поддержку государством востребованных работодателями инновационных программ вузов-лидеров (в ходе приоритетного национального проекта "Образование"). Работодатели принимали участие как в разработке программ, так и в конкурсном отборе, а затем в их реализации. Благодаря этой поддержке вузы-лидеры смогли существенно обновить оборудование и сам образовательный процесс. Получило развитие и законодательную поддержку создание в России "инновационного пояса" - технопарков и малых предприятий при вузах, позволяющих быстро разрабатывать и внедрять востребованные наукоемкие технологии, которые содействуют экономическому и социальному развитию.

Среди факторов, способствующих формированию инновационного общества, мы так же, как и мировое сообщество, рассматриваем обмен передовым опытом и идеями в области организации и функционирования образовательных систем, повышение мобильности студентов и преподавателей, способствующей распространению передовых исследовательских и образовательных практик и научных достижений.

Поэтому Россия выступает за последовательное продвижение к сопоставимости квалификаций и взаимному признанию результатов профессионального обучения. Новая структура образовательных стандартов в России максимально способствует включению вузовских систем в этот международный процесс.

В условиях необходимого расширения академической мобильности в России с ее большими пространствами разработаны и реализуются на практике эффективные механизмы содействия комплексному развитию территорий посредством высшего образования и исследований. В регионах на основе концентрации имеющихся и привлечения дополнительных ресурсов на базе объединения, укрупнения действующих образовательных учреждений создаются новые современные сильные федеральные университеты с передовой исследовательской базой и учебным оборудованием, с переподготовкой и стажировками для преподавателей. Федеральные университеты создают реальную альтернативу столичным вузам как для преподавателей, так и для студентов - в том числе, в них привлекаются к работе и столичные специалисты, и перспективные преподаватели и исследователи из-за рубежа.

Работа федеральных университетов нацелена на социально-экономическое развитие территорий и его кадровое обеспечение. Они осуществляют комплексное исследование территорий, создают и внедряют технологии их развития. Развитие территорий - это еще один аспект социальной ответственности современного высшего образования. Полагаю, подобные могут быть полезны при создании центров передового опыта, территории исследований и высшего образования в странах Африки.

Социальная ответственность сильных вузов и государств, принимающих талантливых исследователей из развивающихся стран -также в том, чтобы содействовать их вкладу в развитие исследований и высшего образования на родине.

Здесь также приобретает актуальность совершенствования трансграничных образовательных услуг (в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий, дистанционного обучения). Весьма полезным в этой области представляется опыт ЮНЕСКО и ОЭСР по разработке добровольных принципов для обеспечения качества в трансграничном образовании, который в полной мере используется при создании сетевого университета Шанхайской Организации Сотрудничества.

РГ : А каково воздействие кризиса на систему высшего образования в мире?
 

Яковенко : Кризис, который мы все сейчас переживаем, со всей очевидностью показал необходимость изменения парадигмы общественного развития, перехода к устойчивому развитию с целью формирования глобального инновационного общества. И здесь особая роль принадлежит образованию, прежде всего высшему. Именно поэтому тема социальной ответственности высшего образования - в центре внимания предстоящей конференции. Резюмируя сказанное, социальная ответственность высшего образования в значительной мере заключается в том, чтобы каждый человек мог получать такие квалификации и социальные навыки, которые позволят ему быть и оставаться востребованными на меняющемся рынке труда, полноценно участвовать в развивающейся инновационной экономике и, тем самым, обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние общества в целом.

С другой стороны, ответственность высшего образования в современном мире - в его решающем вкладе в устойчивое развитие территорий и мира в целом. Сегодня оно невозможно без производства знаний, разработки и внедрения высоких технологий с одновременной подготовкой кадров к квалифицированному использованию этих технологий на местах.

Высшее образование призвано сыграть ключевую роль при выборе приоритетов развития человечества, поэтому выработка индикаторов оценки систем высшего образования государств с позиций социальной ответственности при активном участии ЮНЕСКО - задача, стоящая перед всем международным сообществом.

Высшая школа КНР: успехи, проблемы, решения

Высшая школа КНР: успехи, проблемы, решения

В.В. Кузнецова,

кандидат исторических наук,

доцент факультета государственного управления МГУ

О.А. Машкина,

кандидат педагогических наук, доцент,

заместитель декана факультета педагогического образования МГУ

Рассмотрены основные направления реформирования системы вы­сшего образования КНР с целью перехода китайской экономики от тру­доемких технологий к выпуску наукоемкой продукции. Обобщены первые результаты реформ и выявлены основные проблемы.

Ключевые слова: реформа; система высшего образования КНР; цели реформирования высшего образования; элитарный и массовый характер системы высшего образования КНР.

В настоящее время КНР провозгласила в качестве приоритетной стра­тегической цели развития национальной экономики постепенный переход к наукоемкой экономике. Ее достижение требует не только многократного увеличения численности работников тех специальностей, которые позво­лят стране поставлять на мировой рынок собственные наукоемкие продук­ты, но и добиться существенного повышения качества образования.

Источник: журнал «Экономика образования» № 2 2009 г., с. 64-81

Будем в озере купаться, инновациями меняться... («Ивановская газета» 1 июля 2009 г.)

Будем в озере купаться, инновациями меняться...

Вчера 120 воспитанников ивановских вузов отправились на Всероссийский образовательный форум «Селигер-2009», где будут обсуждаться вопросы инновационной деятельности в молодежной среде. На знаменитом озере соберутся около 50 000 студентов и молодых ученых.

Источник: «Ивановская газета» 1 июля 2009 г.

О новых тенденциях в высшем образовании США

О новых тенденциях в высшем образовании США

Б. РИФКИН, профессор Университет Темпл, Филадельфия, США

В настоящей статье описываются некоторые особенности системы высшего об­разования в США, кратко рассмотрена история ее развития. Автор отмечает разли­чия между российской и американской системами, рассматривает новые тенденции в организации учебного процесса.

Ключевые слова: активизация процесса обучения, значимое обучение, студенто-центрированная модель, трансформативное обучение, оценка результативности обучения.

Между системами высшего образова­ния США и РФ существует много разли­чий. Самое главное, пожалуй, заключается в том, что российские студенты поступают на определенную кафедру или факультет, заранее ограничивая себя рамками будущей специальности, в то время как американ­ские учащиеся при поступлении в вуз не имеют столь жестких профессиональных установок. Российский студент учится пять лет, слушая в основном только те курсы, которые тесно связаны со специальностью, в то время как американский за четыре года осваивает курсы не только по специально­сти, но и по другим дисциплинам, выпол­няя общеобразовательные требования, ти­пичные для американской системы высше­го образования. В конце обучения в вузе российские студенты получают диплом, который чаще всего приравнивается к аме­риканской магистерской степени, а амери­канские студенты получают степень бака­лавра, которая не приравнивается ни к ка­кой российской степени.

Источник: журнал «Высшее образование в России» № 5 2009 г., с.127-133

Российские студенты в китайских вузах

Российские студенты в китайских вузах

А.Л. АРЕФЬЕВ, зам. директора Центр социологических исследований Минобрнауки РФ

Курс Министерства высшего образова­ния КНР на расширение числа иност­ранных граждан, обучающихся в китайских высших учебных заведениях, осуществля­емый в рамках общей политики открытости и научно-технической модернизации стра­ны, дал заметные плоды. Только за после­дние 7 лет число иностранных студентов, стажеров, магистров, докторантов, учащих­ся языковых и других курсов выросло в ки­тайских вузах почти в 5 раз, а за период с 1990 г. - в 40 раз (рис. 1). Подобные темпы прироста контингента иностранных уча­щихся не имеют аналогов в мире.

Китай, бывший прежде лишь крупней­шим потребителем зарубежных образова­тельных услуг, неожиданно для многих превратился в одного из лидеров между­народного образования, «потеснив» уже в 2005/2006 акад. году по показателю чис­ленности очного обучения иностранных граждан такие страны, как Япония, Россия, Канада (рис. 2).

Источник: журнал «Высшее образование в России» № 5 2009 г., с.118-126

ПОЛЗУНОВСКИЕ ГРАНТЫ – 2009

ПОЛЗУНОВСКИЕ ГРАНТЫ – 2009

 

Федеральное агентство по образованию

Государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере  ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

сообщают о проведении

 

Всероссийского конкурса докладов по совместной программе Министерства образования и науки Российской Федерации и Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «СТУДЕНТЫ, АСПИРАНТЫ И МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ – МАЛОМУ НАУКОЕМКОМУ БИЗНЕСУ - «ПОЛЗУНОВСКИЕ ГРАНТЫ» для привлечения авторов к процессу создания, разработки и реализации наукоемкого продукта или технологий, непосредственно в субъекте малого предпринимательства на стадии обучения и работы в ВУЗе, с проведением Всероссийской научно-технической конференции по его итогам.

Место проведения Конкурса: г. Барнаул, пр. Ленина, 46, ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ).

 Сроки проведения Конкурса:

- прием заявок на участие: до 15 сентября 2009 г.

- проведение Всероссийской научно-технической конференции: сентябрь-октябрь  2009 г.

Тематические направления Конкурса «Ползуновские гранты»:

 

1.   Биотехнология. Легкая и пищевая промышленность.

2.   Добыча и переработка полезных ископаемых.

3.   Информатика, вычислительная техника.

4.   Машиностроение. Металлургия. Материаловедение.

5.   Медицина и здравоохранение.

6.   Охрана окружающей среды. Экология человека.

7.   Приборостроение. Метрология. Стандартизация.

8.   Сельское хозяйство. Лесное хозяйство и деревообрабатывающая промышленность.

9.   Строительство. Архитектура.

10.        Транспортные, авиационные и космические системы.

11.        Туристско-экскурсионное обслуживание.

12.        Химическая технология. Химическая промышленность.

13.        Электроника, автоматика, радиотехника, связь.

14.        Энергетика, электротехника.

 

К участию в Конкурсе приглашаются студенты, аспиранты и молодые ученые и преподаватели в возрасте до 30 лет в авторском коллективе от 1 до 5 человек. Участие в  конкурсе предполагает их работу в сфере наукоемкого бизнеса субъектов малого инновационного предпринимательства.

Планируемый объем гранта – не менее 50 тыс. руб.

 

Адрес Оргкомитета Конкурса:

656038, г. Барнаул, пр.Ленина, 46, каб. 211.

Тел. (3852) 36 76 21 - Селезнева Лариса Евгеньевна

e-mail:  polzunov-grant@list.ru  

Сайт АлтГТУ: www.altstu.ru


Правила оформления материалов для участия в конкурсе

Для участия в Конкурсе необходимо представить в Оргкомитет по электронной почте polzunov-grant@list.ru  до 15 сентября 2009 г. материалы в виде архивированного файла (WinRar, Zip), Имя архивированного файла – фамилия автора (первого соавтора) латинскими буквами. В архивированный файл упакованы: – файл заявки (Form 1),  файл доклада (Doklad), файл описания проекта (Form 2). Имя файла – фамилия автора (первого соавтора) латинскими буквами (пример: Ivanov Form 1, IvanovDoklad, Ivanov Form 2).

Доклад должен содержать четко изложенную научно-исследовательскую составляющую, базирующуюся на интеллектуальной собственности. В нем должны быть обязательно указаны пути и способы коммерциализации научной идеи, обоснован коммерческий эффект. Структура доклада должна соответствовать правилам публикации работ в научных журналах: цель работы, актуальность, новизна, характеристика аналогов, постановка задачи, методы исследования, ожидаемые (полученные) результаты, экономическая эффективность, план коммерциализации полученных результатов,  список публикаций по тематике работы.

 

После рассмотрения своевременно высланных материалов для участия в Конкурсе Вам будет направлено приглашение.

 

Правила оформления доклада

Объем текста одной работы не более 5 страниц. Текстовый редактор MS word. Шрифт - Times New Roman - 12 пт. Параметры страницы: Формат А4, ориентация книжная, отступы со всех сторон - 2 см, от края до нижнего колонтитула - 1,7 см, остальные - нули. Отступ абзаца - 0,8 см, выравнивание по ширине, интервал одинарный. номера страниц не проставлять, символы "разрыв страницы", "разрыв раздела" не использовать. Рисунки - или в тексте (если ширина рисунка более 10 см) или в рамке "надпись" (линии рамки убрать) с обтеканием вокруг рамки с обязательной привязкой к тексту. В последнем случае подрисуночная подпись должна быть в той же рамке, что и рисунок. Форматы  рисунков - jpg, tif, использование  других форматов, в частности, формата редактора word, mcd, не допускаются. Формулы только в тексте. Ссылки на литературу в тексте - в квадратных скобках.

Заголовок - выравнивание по центру, информация об авторах - выравнивание по центру, основной текст - выравнивание по ширине, отступ 0,8 см.

 

Пример оформления доклада

 

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

Гребенькова Н.В. -  студент, Смирнов И.А. - к.т.н., доцент

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (г. Барнаул)

ООО "Новые технологии"

 

С развитием промышленности, расширением городской агломерации возникла проблема транспортной доступности, так как улично-дорожные сети …


 



Форма 1

Тематическое

направление Конкурса

 

Название предприятия малого наукоемкого бизнеса, где предполагается реализация работы

 

Название доклада

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ (Соавторах)

Автор (соавтор 1)

 

Ф.И.О. (полностью)

 

Дата рождения

(число.месяц.год)

 

Место учебы, работы

(полное название, адрес, тел./факс, е-mail)

 

Род занятий, должность, ученое  звание, ученая степень

 

Контакты: адрес для переписки с индексом, телефон, e-mail

 

Необходимость

бронирования гостиницы

 

Соавтор 2

 

Ф.И.О. (полностью)

 

 

СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

Ф.И.О. (полностью)

 

Место работы

(полное название, адрес)

 

Должность,    учёная степень, учёное звание

 

e-mail, телефон

 

 

 

Форма 2

1.ОПИСАНИЕ  ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (не более 2 стр.)

1.1

Название проекта

 

1.2

Цель

 

1.3        

Актуальность работы,

характеристика аналогов

 

1.4

Методы исследования

 

1.5

Ожидаемые

(полученные) результаты

 

1.6

Экономическая

эффективность

 

1.7        

План коммерциализации  полученных результатов

 

2. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ (Соавторах)

2.1

Ф.И.О. (полностью)

 

2.2

Дата рождения

(число. месяц. год)

 

2.3

Род занятий, должность, учен. звание, учен. степень

 

2.4

Контакты:

 

адрес для переписки с индексом

 

телефон, e-mail

 

 

Соавтор 2

 

 

Ф.И.О. (полностью)

 

 

….

 

 

153003, Иваново,
ул. Рабфаковская, д. 34
Телефон: (4932) 269-999
Факс: (4932) 385-701
Эл. почта: office@ispu.ru
Схема проезда / Карта ИГЭУ
Напишите нам